РАЗУМная политика. Глава 1: Путь к демократии. НДФЛ

Автор: | 28.02.2021

Всем привет! И в начале хочу сообщить одну весьма хреновую новость — я заболел. Вообще, я умудрился это сделать еще в конце прошлой недели, но там это проходило довольно обычно для гриппа, которым я обычно болею — больное горло, чуток повышенная(37,2-37,3) температура и всё такое. В общем, до конца выходных лечился как мог(ибо в домашней аптечке всегда есть запас лекарств для этого), стало чуть лучше, горло болеть перестало, температура спала, выходные кончились, и я решил, что можно уже топать на работу. Конечно, начался кашель с насморком, но на это я обычно внимания не обращаю — это у меня еще неделю может так или иначе длиться, а особого напряжения не доставляет. В этот раз я, увы, ошибся. И уже к концу первого рабочего дня коллеги меня спровадили на удалёнку, ибо кашель был сильным. А тем же вечером мне стало сильно хуже. Кашель был чуть ли не бесконечным, до позывов рвоты и прочей хрени. Короче, на следующее утро я пошёл к врачу. Там оформили больничный до понедельника, сделали флюрку, тест на ковид(заберу все результаты в понедельник, но ковида у меня вроде нету) и выписали лекарства. А температура скакнула до 37,7. Короче, не самый лучший мой больничный(кстати, я ж за почти 2 года работы в Фонде еще ни разу до этого не уходил на официальный больничный, но, увы, это достижение нынче обнулилось 🙁 ), напомнил мне оный в августе, где мне еще с сильным кашлем в самолёте приходилось лететь.

Не волнуйтесь, сейчас мне не так плохо. Вчера, вон, даже задачу одну маленькую успел допилить рабочую(ну… на больничном мне скучно, а удалённый доступ таки есть). Кашляю уже не так сильно, до понедельника, надеюсь, вылечусь.
А сегодня у нас суббота, так что самое время для рубрики. И если вы подумали, что сегодня у нас опять будет «РАЗУМная политика» , то… да, вы абсолютно правы. Ну а чтобы знать наверняка какая рубрика выйдет в ближайшее время, вы всегда можете оформить платную подписку на проект с помощью Boosty, вот ссылка, можете узнать подробности. Ну а о важности поддержки блога, в том числе финансовой, я расскажу после этой записи в Telegram, так что если вы еще на мой канал там не подписаны — можете глянуть 😉
Так, вроде всё что нужно сказал, а теперь поехали!

Налоги для физических лиц

Налоги — это обязательные платежи для любого гражданина любого государства. Любой человек, знакомый с политикой и государственным устройством, знает, что налоги — это фундамент существования и успешного функционирования государства. Соответственно, налоговая система — одна из важнейших систем в любом государстве. Именно от неё зависит, какие обязанности сможет взять на себя государство, как оно будет функционировать и сможет ли выполнить свои главные задачи — обеспечение безопасности и благополучия своих граждан.

Вообще, налоговая система государства — это очень обширная тема, которая никак не уложится в один короткий параграф. Например, в нашем государстве есть очень много налогов: налоги для физических лиц(граждан), налоги на доход бизнеса, налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых. Причём, некоторые из этих пунктов с легкостью делятся на множества других. Так, налог на доход бизнеса определяется в зависимости от того, является ли бизнес ИП или нет, какая у этого бизнеса схема налогообложения, чем этот бизнес занимается и т.д. А с недавнего времени появились еще и «самозанятые» — это не предприниматели в юридическом понимании этого слова, но обычные граждане, которые оказывают платные услуги, например. Они тоже платят налоги, если что. И это я описал только самую верхушку «налогового айсберга» , в эту тему нам еще только предстоит углубиться.

В разделе о социальной сфере я хочу затронуть, в первую очередь, налоги для физических лиц. Потому что говоря о социальном государстве, мы имеем в виду и то, что в этом государстве должна быть прозрачная и справедливая налоговая система.
Большинство россиян, если они вообще в курсе какие налоги есть в России, обычно называют цифру в 13% как единственный существующий для граждан налог. Конечно, это не совсем так, существует еще как минимум несколько хорошо спрятанных прямых или косвенных налогов, будь то пенсионные взносы, взносы в Фонд ОМС, в ФСС и т.д. Но обыватель о них обычно не в курсе, ибо все эти налоги(включая НДФЛ) платит работодатель, конечно, если этот обыватель имеет официальное трудоустройство и получает «белую» зарплату. И если о размере НДФЛ еще можно поинтересоваться, сходив в бухгалтерию за расчётным квитком, то с остальными взносами не всё так просто. Но взносы мы тоже затронем позже, когда будем обсуждать именно пенсионную систему, медицину и другие сферы. Сегодня у нас на повестке дня только НДФЛ. Да, те самые 13%. Ну или 15%, если вам вдруг повезло и вы получаете больше 5 миллионов рублей в год.

Кратко о налоговой системе в целом

Но прежде чем перейти непосредственно к обсуждению НДФЛ я хочу рассказать о том, какую налоговую систему данная программа предлагает построить вообще, что мы ждём от этой системы и как должны распределяться деньги.
Для начала скажу, что текущая налоговая система в России несправедлива. По многим причинам. Здесь и всё еще плоская система налогообложения, здесь и несправедливое распределение средств между муниципалитетами, регионами и федеральным центром. В текущей системе большинство денег уходит именно в федеральный центр, а регионам и, особенно, городам от бюджетов оставляют сущие копейки, на которые вести самостоятельную политику и самостоятельные программы они не могут. В итоге практически в каждом городе(кроме Москвы, Питера и некоторых областных центров) возникает как минимум одна проблема, про которую все местные власти знают, которую все просят решить, но в городе на это денег нет, в регионе на все деревни, посёлки и города денег дать не могут, а до федерального центра не достучишься. В итоге мы видим ту ситуацию, когда в Москве в третий раз в году меняют плитку, осваивая бюджет, а какой-нибудь посёлок вот уже десятки лет не может построить новую котельную, чтобы у жителей этого посёлка летом была горячая вода. И у этого самого посёлка единственный шанс на эту самую горячую воду — это дозвониться к Путину на прямую линию. Может быть, согласится дать из федеральной казны немного миллионов(что для федерального бюджета вообще копейки) на эту самую котельную.

В связи с этим хочу напомнить вам название нашей страны. Российская Федерация. Увы, но сейчас ни политически, ни экономически это государство не может называться федерацией. Никакой даже относительной самостоятельности у регионов и муниципалитетов нет. Это неправильно, особенно когда речь идёт о настолько огромной стране. Управлять ею из «одной башни» просто физически невозможно, что и можно увидеть сейчас, когда вся страна фактически на ручном управлении и даже вопрос замены протекающей крыши на Дальнем Востоке решается во время прямой линии в Кремле. А сколько там по стране этих протекающих крыш…
Регионам нужна самостоятельность в рамках федеративного устройства. О политической самостоятельности мы поговорим позже, сегодня речь об экономической.

Я уверен, что значительная часть налогов должна оставаться в местных и региональных бюджетах. Кроме того, регионы должны получить право сами определять региональные налоговые ставки для тех граждан и бизнеса, что фактически живут и работают на их территории. Причём, эти самые региональные налоги должны полностью оставаться в бюджете региона, а часть от них еще и должна передаваться в бюджет муниципальный.
Это даст много очевидных и неочевидных плюсов регионам. Первый из них, например, возможность запускать масштабные региональные программы, не опираясь на федеральный бюджет, развивать социальную инфраструктуру самостоятельно, освободив от этого занятия федеральные власти(которым из Москвы может быть не совсем хорошо видно обстановку в регионе). Второй плюс — это стимулирование развития регионов с низким уровнем жизни. Думаю, вы знаете что для стимулирования переезда людей и бизнеса на Дальний Восток был запущен «дальневосточный гектар» , только вот польза от него небольшая — инфраструктуры там нет развитой, а цены и налоги такие же, как и в остальной России, если не выше. Да и крупным бизнесам свои штаб-квартиры из Москвы и Питера в Хабаровск тоже переносить не хочется. Решение? На время предложить им нулевую или низкую региональную налоговую ставку, причём, как для граждан, так и для бизнеса. А в Москве, наоборот, сделать одну из высоких региональных ставок, город большой, деньги крутятся немалые, условия для жизни все есть, в притоке новых людей город особо не нуждается.

Такая система чем-то напоминает США, где каждый штат устанавливает свой региональный налог. Где-то он нулевой, где-то высокий, в итоге в каждом штате финансы распределяются равномернее, чем в России, где в одной только Москве за год на благоустройство тратят больше, чем в остальной России вместе взятой.

НДФЛ

А теперь рассмотрим эту идею на примере НДФЛ. Во-первых, предлагаю разделить этот налог на два — федеральный НДФЛ(ФНДФЛ) и региональный НДФЛ(РНДФЛ). РНДФЛ устанавливается региональным законом, исходя из принципа целесообразности и интересов региона, экономического баланса и справедливости. Региональный налог рекомендуется делать прогрессивным, причём для граждан с низким уровнем доходов рекомендуется устанавливать нулевую или низкую ставку налога. Уровень доходов для расчёта налога будет браться исходя из установленного в регионе МРОТ, а ставка налога будет рассчитываться из задекларированного дохода гражданина в пересчёте на кратность МРОТ. Например:
до 1 МРОТ — 0%;
от 1 до 2 МРОТ — 5%;
от 2 до 10 МРОТ — 10%;
от 10 до 50 МРОТ — 15%;
от 50 до 100 МРОТ — 25%;
от 100 МРОТ и выше — 30%.
Причём, если вы получаете 101 МРОТ дохода, то платите 30% не со всей суммы, а только с 1 МРОТ — суммы превышающей порог 100 МРОТ. А с остального вы платите налог в соответствии с таблицей.
РНДФЛ остаётся полностью в муниципальном бюджете и бюджете региона. Процент, который отходит городам власти городов и власти региона согласуют между собой и утверждают законодательством региона.

ФНДФЛ — это полностью федеральный налог, который уходит в центр на обеспечение деятельности всего государства, его безопасности, политических процессов и федеральных программ. Соответственно, этот налог устанавливается федеральными властями и он един для всех регионов. Здесь также можно использовать прогрессивную шкалу, но особо разгуляться с ней негде. Ну, предположим так:
до 2 МРОТ — 0%;
от 2 МРОТ до 50 МРОТ — 5%;
от 50 МРОТ — 7%.
Его расчёт происходит точно так же, как и расчёт РНДФЛ.
Конечно, можно было бы запариться и объединить это всё в один налог, прописав в Налоговом кодексе возможность определённый процент отчислять в федеральную казну, а остальное — в региональную и муниципальную, но тогда бы само распределение средств между регионами и Федерацией было бы непрозрачным. Здесь же подавая декларацию любой гражданин будет знать, какую сумму он платит в федеральный бюджет, а какую — в региональный. Тем более, что в той бюджетной системе какую я хочу вам предложить бюджеты регионов будут иметь куда большее значение, чем сейчас. Но это мы обсудим непосредственно когда будем обсуждать федерализм. Там же мы обсудим что делать в ситуации, когда у одних регионов наблюдается заметный профицит бюджета, а у других — дефицит и как всё это сбалансировать.
До скорого.

РАЗУМная политика. Глава 1: Путь к демократии. НДФЛ: 1 комментарий

  1. Уведомление: РАЗУМная политика. Глава 1: Путь к демократии. Медицина — Мир глазами мизантропа

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.