РАЗУМная политика. Глава 1: Путь к демократии. Медицина

Автор: | 27.03.2021

Всем привет! Давненько здесь у меня ничего не было, однако. Но этому есть несколько вполне логичных объяснений. Первое — вместо рубрики в текстовом формате в прошлую субботу вышел стрим по циклу «Теории заговоров» . Я уже говорил, что сами стримы в этом плане удобнее тем, что на них можно выдать гораздо больше информации, чем можно уместить в одной записи, а морочиться с монтажом для этого не надо. Кроме того, на стриме возможно взаимодействие со зрителями и ответы на вопросы, в том числе на вопросы, отправляемые вместе с донатами. Ну и да, на стримах появились донаты, так что если хотите помочь проекту, а заодно задать вопрос в приоритетном порядке, то, пожалуйста. Принимаются донаты на сумму от 10 рублей, все они выводятся на экран во время стрима. Ссылка на сервис DonationAlerts, через который всё это реализовано, есть в описании под каждым стримом. Ну а для тех, кто хочет получить больше дополнительных плюшек и помогать проекту регулярно — вот ссылка на Boosty, там оформляете подходящий уровень подписки и получаете дополнительные бонусы. А если вы еще не видели сей стрим и не знаете ссылку на него — то вот, не забудьте посмотреть. Звук, правда, получился, хреновый, заранее извиняюсь. Пожалуй, не стоило эксперементировать с подключением другого микрофона. 🙁

Актуальные новости и мои личные дела мы обсудим как-нибудь попозже, или и вовсе в VK, ибо там у меня есть особая рубрика #ВКурилке, так что если еще не подписаны на группу, то советую это сделать прямо сейчас. А пока у нас рубрика, «РАЗУМная политика» , напомню, политическая программа, основанная на принципах ноократии. И сегодня мы обсудим идею реформы системы здравоохранения и всего медицинского обслуживания. Поехали!

Медицина

Развитие качественной и доступной медицины — один из важнейших приоритетов социального государства. Сами подумайте: государству невыгодно, чтобы вы были больным. Ни одному в мире! Хотя, реализация этого тезиса в разных государствах проходит по-разному. Где-то медицина качественная, но очень дорогая. Где-то бесплатная, но проще умереть, ибо не настолько мучительно хотя бы будет. Где-то умудрились создать одновременно и хорошую медицину, и некие социальные гарантии обеспечить. Именно на последний вариант в нашей программе мы и будем ориентироваться. И давайте сначала определимся, с чем нам необходимо будет бороться для того, чтобы система получилась эффективной.
Первое, что нам нужно понять — это то, что бесплатной медицины не бывает. Нигде. Никогда. Ни раньше, ни сейчас. И да, в России медицина тоже не бесплатная. Она работает по программе ОМС(обязательное медицинское страхование). Полис ОМС есть у всех граждан России(однако, бывают случаи, когда страховка приостанавливается, но мы сейчас не об этом), а также у граждан других стран, которые имеют разрешение на проживание и/или работу в России. Думаю, вы этот бланк(или пластиковую карточку) полиса тоже видели. Так вот, этот самый полис — еще не «бесплатная» медицина, о которой вам любит твердить пропаганда. Ибо фонд ОМС формируется из отчислений с каждого официально трудоустроенного гражданина. Деньгу Фонду ОМС платит работодатель в размере 5,1% от вашей зарплаты до вычета НДФЛ. То есть, если взять медианную зарплату в Иркутске в 26000 рублей(~30000 рублей до вычета НДФЛ), то получится, что на «бесплатную» медицину средний работающий иркутянин тратит ~1520 рублей в месяц(~18240 рублей в год). При этом не важно, посещает ли он медучреждения или и вовсе лечится в платных клиниках.

Подобная система не совсем прозрачна в плане расходования средств, а также реальной стоимости медуслуг(вот вы, например, знаете сколько стоит один ваш поход к терапевту?). Да и отказаться от этой услуги никак нельзя — закон обязывает. Даже если вы здоровы как бык и, как уже было сказано выше, лечитесь исключительно в платных клиниках.
Второе, что нам необходимо знать — это само финансирование медучреждений. С этим у всех участников этой цепочки(медучреждение -> страховая компания -> ТФОМС) возникает отдельный геморрой. Из тех людей, с которыми я лично общался на эту тему(как в самой системе, так и вне её) многие называют эту систему неэффективной и предназначенной только для создания красивой статистики. Саму суть объяснить будет сложно(так как в эту тему я стараюсь так глубоко не опускаться, себе дороже), понять еще сложнее, но давайте всё же попробуем. Вот вы, наверное, помните, как у вас в поликлинике первым делом требуют полис с прикреплением к этой самой поликлинике. Да, даже если вы уже без сознания и у вас почти нет пульса — всё равно потребуют! А если у вас прикрепления к обозначенной поликлинике нет, то либо идите его оформляйте(оформить его можно раз в год и то в конце года уже всё, не получится), либо вас не примут. Всё дело опять же в статистике — чем больше людей прикреплено, тем больше денег дают учреждению.

Еще интереснее ситуация выглядит с оказанием услуг. На это есть определённые нормы. Что-то вроде «палок» у силовиков — чтобы до этой даты добил столько-то дел/пациентов, иначе с деньгами будет плохо. Да, даже если в районе поликлиники вообще не болеет столько людей и не приходит туда, всё равно будь любезен нормы выполнить. Причём, нормы эти не только на приём или стационар, но и, например, на диспансеризацию и прочие плановые обследования. Люди на них не очень любят ходить(а зная очереди и уровень сервиса в наших поликлиниках, становится понятно почему), а поэтому работники медорганизаций решают проблемы с планками своим способом — рисуют липовые посещения и липовые осмотры людям, который у них уже лет 100 не появлялись. В итоге получается, что пациент может уже и не помнить где у него поликлиника прикрепления, а вот по документам и финансам он там в ней уже живёт практически. Теоретически, фонды и страховые эти махинации могут отслеживать и проверять, наказывая нерадивые медорганизации, но проверка всех подобных случаев — процесс длительный и не гарантирует, что все 100% случаев будут обнаружены. А вот невыполнение плана обнаружить гораздо легче, из-за чего и возникают такие махинации.

Поэтому любые нормы и планы необходимо отменить. Саму систему ОМС объединить с ДМС, расширив список организаций, предоставляющих услуги по данной системе, как и сам список услуг. При этом, сократить сам взнос в ОМС с 5,1% до 0,5%, а остальные деньги обязать отдавать на руки непосредственно работнику для покупки им(по желанию самого работника) индивидуального или семейного полиса. Сам полис даёт определенную сумму годового покрытия, достаточную в большинстве случаев для лечения одного человека или семьи из 5 человек(«семейный» полис люди смогут оформлять на своих родственников, которые сейчас не платят взносы в Фонд ОМС и при этом пользуются медуслугами, но и стоит он дороже). Полис будут покупать у аккредитованных государством страховых компаний и пользоваться им в аккредитованных им же государственных и частных медучреждениях. При этом сумму оплаты за услугу по полису и за счёт пациента следует уравнять, для того, чтобы люди без полиса могли получить услуги за ту же цену, а люди вообще не пользующиеся медуслугами могли сэкономить. При этом, контролировать эту сумму покрытия и историю оказания медуслуг можно, например, через специальное мобильное приложение, где всё отображается в режиме реального времени. Так будет проще определить, пририсовали ли вам какую-либо услугу или нет. В конце концов, купившие полис люди будут беспокоиться о том, чтобы свой лимит тратили только они.

Оставшиеся 0,5% предлагается направлять для оказания помощи, в неотложных и экстренных случаях, когда неоказание помощи из-за отсутствия у пациента полиса или денег может привести к серьёзной угрозе его здоровью или жизни. Такие случаи могут возникнуть нечасто и поэтому государство из принципов гуманизма и социальных гарантий всем должно обеспечивать и их тоже.
Теперь же давайте поговорим о финансировании этих самых медорганизаций и их строительстве. Сами знаете. что у нас многие медучреждения выглядят плачевно. А в маленьких деревнях и сёлах их вообще закрыли, заставляя людей ехать в ближайший город даже когда они при смерти. Это неправильно. И озаботиться ситуацией в этом случае должны городские и региональные власти. А имея больше денег ввиду бюджетного федерализма, они сами смогут в кратчайшие сроки строить и реформировать учреждения, без участия федеральных проектов. Они же будут субсидировать некоторые убыточные клиники в отдалённой местности, где у них, по сути, нет конкуренции и возникает естественная монополия(пожалуй, это один из немногих случаев, когда я выступаю в поддержку финансирования монополий). В остальных случаях частные и государственные клиники могут попробовать выйти на самоокупаемость за счёт финансирования со страховых программ и пациентов. А само появление рынка страховых компаний и медучреждений принесёт в эту сферу движение и конкуренцию, что непременно улучшит качество услуг и сделает конкурентной их стоимость(для примера можете попробовать в комментариях назвать, чем друг от друга отличаются программы страхования по ОМС от всех работающих в вашем регионе страховых компаний, например).

И, пожалуй, стоит вспомнить самый клинический случай — когда на какую-либо операцию или лекарство маленькому ребёнку не хватает денег и их собирают SMSками по телевизору. Эту позорную для государства практику следует прекратить. На федеральные и региональные деньги следует в России развивать сложную и высокотехнологичную помощь, обучать соответствующих специалистов и платить им достойную зарплату, покупать оборудование и обустраивать им медучреждения, обеспечивать труднодоступными и дорогими лекарствами всех нуждающихся за счёт федеральных социальных программ, а само дорогостоящее лечение, если оно выходит за лимит по полису, субсидировать за государственный счёт.
Всё это делается не просто так. Государству нужны здоровые люди. Они могут работать, создавать что-то новое, долго не терять трудоспособность и не выходить на пенсию по физиологическим показаниям и просто жить дольше, чем сейчас. И для этого государство должно обеспечить всё необходимое: и качественную и доступную медпомощь, и контроль за здоровьем нации в рамках всё тех же плановых обследований(главное, чтобы они не носили формальный характер). Ну а какие плюсы всё это даст государству — можете сами догадаться. Здесь и эффективность с продуктивностью, и больше налоговых отчислений из-за высокой продолжительности жизни, и увеличение числа населения, и поздний выход на пенсию. Одни плюсы, в общем. Для граждан тоже есть свои плюсы — возможность жить здорово и долго, а при необходимости получать качественную медицинскую помощь. В этом и заключается уже упомянутый ранее общественный договор, где выигрывают обе стороны.
До скорого.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.