Диктатура корпораций: на пути к киберпанку

Автор: | 02.05.2021

Всем привет! Хм, скажите, а только я в этом году чего-то забил на Пасху, или нет? Не, не то чтобы раньше меня этот религиозный праздник интересовал, но пасхальные куличи очень вкусные, а продают их раз в году, знаете ли… А в этом году сначала забил на Масленицу и даже не покупал блинов, хотя помнится в прошлые годы даже пытался их печь(получалось не очень, но всё же). А теперь ничего не купил, ничего не собираюсь варить и красить, да и из яиц в холодильнике только два, которые там лежат с неизвестно каких времён(пожалуй, надо бы их выбросить во избежание…). Ладно, в пятницу в столовой во время обеда съел один маленький куличик в качестве сладкого. И всё. Хм… не, после депрессии я, конечно, на многое взгляды пересмотрел, причём постепенно, но чтобы даже до такого дело доходило… А впрочем, может мне просто лень. В конце концов, 2020-й официально был годом скуки в четырех стенах, всё тлен и вообще зачем мне эти религиозные праздники… Лучше, вон, пиццы завтра закажу. Ах да, эта традиция у меня как раз в 2020-м и появилась. Что ж, уже лучше — одни традиции сменяются другими. В конце концов, всё меняется. А всякие там масленицы, куличи, новогоднее бухалово дома и прочая хрень — это, в большинстве случаев, навязанные нам извне обществом(а точнее, родственниками, как правило) традиции и паттерны поведения. И избавляться от них значит избавляться от влияния этого самого общества на тебя, полностью разорвать свою связь с прошлым, что я и пытаюсь сделать вот уже два года. Хорошо, теперь точно можно пиццы заказать. Она, кстати, тоже вкусная, рекомендую 😉

А сегодня я хотел бы поговорить с вами об одной очень интересной вещи. Что вы знаете о крупнейших корпорациях? Гигантах продаж, IT, интернета, мобильных устройств? Гугл, Фейсбук, Эппл, Амазон, Яндекс, Мыло.Ру, Сбер — их много, у них всех разный уровень влияния на аудиторию, разная стоимость и активы. Ну, там, это поисковик, это — почта, это — банк, куда мне зп приходит, это вообще социальная сеть с крайне упоротым интерфейсом, а эта делает девайсы для мажоров по оверпрайсу/мою любимую технику. Как правило, рядовой пользователь примерно так и скажет. О крупнейших корпорациях их пользователи знают только то, что они есть и предоставляют им какой-либо товар или услугу. Вот, захотел я, например, заказать пиццу. Заказываю я её с помощью приложения Яндекс. Go, плачу карточкой того же Сбера, через некоторое время курьер мне приносит заказ. Окей, значит, Яндекс — это то место, где я заказываю еду(ну и такси еще мб, ах да, там же еще поиск вроде есть!), а Сбер — это банк. К сожалению, на этом наши знания о крупных корпорациях и заканчиваются. Можно, конечно, сказать, что все озвученные выше компании(и не только) имеют свою экосистему, которая включает десятки различных сервисов. Но это будет только полбеды. А главный вопрос здесь в том, что эти самые корпорации знают О ВАС? Как много информации они смогут собрать и структуризовать? И главное, зачем, когда и как они могут её использовать?

Дискуссия насчёт политики крупных корпораций возникла еще в начале этого года, когда Твиттер согласно своим корпоративным хотелкам снёс аккаунт действующего на тот момент Президента США Дональда Трампа. Якобы из-за «призывов к массовым беспорядкам» , хотя чуть позже Конгресс США на процессе по импичменту Трампа официально заявил, что никаких призывов он не высказывал. В российском интернете тогда разгорелась дискуссия по поводу правомерности сего действия. Оказалось, что государственная цензура — это плохо и государство которое таким промышляет плохое, а корпоративная цензура(aka «частная дискриминация» ) — хорошо, даже если этой цензурой промышляют транснациональные гиганты.
Вернуться к этой теме я решил на фоне новостей о том, что китайская социальная сеть TikTok(принадлежащая частной китайской компании) удаляет ролики и блокирует аккаунты тех, кто критикует российскую власть и продвигает феминизм. Интересная ситуация, не находите? Вот заходит, например, какой-нибудь условный «кацебот» (ибо блогер Максим Кац — один из тех, кто поддержал бан Трампа, мол, это частные компании, они могут на своей платформе делать что хотят) в Твиттер, пишет одобрительный пост о том, что частная дискриминация — это норм, а потом выкладывает видос в ТикТок о том почему Путлер плохой презик, а этот видос вместе со всем аккаунтом блокирует ТикТок(потому что может, ибо частная дискриминация, вы что, забыли?). Вот теперь объясните мне, это тоже частная дискриминация или всё-таки ЭТО ДРУГОЕ и таки нарушение свободы слова?

Более того, на канале MyGap я видел видос, где на серьёзных щах объяснялось, что современными судьями стали те самые IT-гиганты, и теперь они определяют что плохо, а что хорошо. ИЧСХ, этот же канал чуть ранее выпустил видос о том, что плохие гиганты подминают под себя рынок и фактически образуют на нём монополии. За примерами далеко ходить не надо — вот, возьмите в руки мобильник. Он у вас на какой операционной системе? В 95% случаев ответ будет одним из двух — либо Android, либо iOS. И дуаполия корпораций Google(разработчика Android) и Apple(iOS) вполне очевидна. Не, конечно, Microsoft тоже пыталась выйти на этот рынок с Windows Mobile, Windows Phone и Windows 10 Mobile, но все её попытки были провальными, в итоге они сейчас на эти попытки забили и пошли заниматься другими рынками. Была когда-то и Symbian, в нулевых еще, но она потихоньку умерла. В итоге мы остаёмся наедине с одним из двух гигантов рынка.
Идём дальше — на этот самый мобильник нам нужно поставить приложение любимой соцсети. Что нам нужно для этого сделать. Да, у гугла есть Play Market, хотя сама система позволяет вам устанавливать приложения и из других источников, в том числе других магазинов. Но ради безопасности установку приложений из неизвестных источников с каждой новой версией ОС делают всё сложнее и сложнее. И если в 4-м андроиде было достаточно выбрать одну настройку в переключателе, то сейчас подобное нужно проделать для каждого приложения. Да, с точки зрения безопасности это хорошо, но подобные финты нам всё больше навязывают Play Market, в котором в плане безопасности всё тоже далеко не ок, есть много мусорных, троянских и фишинговых приложений, а некоторые из них и рекламируют на ютубе, как способы обмана казино. Кстати, да, привет рекламе всяких лохотронов на еще одной площадке гугла. Если же у вас айфон, то всё еще печальнее — там запрещена установка приложений из сторонних источников, кроме AppStore, который принадлежит Apple. И если вашего приложения нет в этом магазине — его нет вообще на айфонах(jailbreak — процедура довольно сложная и нелегальная с точки зрения гарантии, поэтому не будем её рассматривать). Вот поэтому, кстати, тот же Павел Дуров неоднократно выступал против монополии Гугла и Яблока в своих магазинах приложений, ибо последние неоднократно грозились удалить телегу из Аппстора, если Паша не выполнит их требования.

И чем крупнее корпорация, чем крупнее её аудитория, тем больше у неё рычагов давления на тех, кто им мешает или просто «неугоден» . Да, мы знаем, что когда РКН блочит неугодные ему сайты — это плохо. Но вот когда Amazon и Google выгоняют со своих серверов Parler — это «частная дискриминация» . Когда Росфинмониторинг блочит ваши счета из-за «подозрения в финансировании экстремистской деятельности» — это ужасно, а когда условный Сбер просто отказывается вам открывать счёт — это частная дискриминация и норм(Публичная оферта? Не, не слышали…)
Но какую же власть имеют эти корпорации? Скажем, Visa и MasterCard — частные компании, и через их платежные системы проходят миллионы платежей и миллиарды долларов денег. И в один прекрасный день они решают отказать вам в обслуживании вашей карты, просто не проводят операции через свои системы и блокируют карту на международном уровне. Неплохо, да? А еще лучше то, что такие примеры уже были. Скандал с порнхабом, тот же Parler и это только самые последние. Одновременно с этим Сбер тоже решает, что имеет право не видеть вас в списке клиентов — ваш счёт тоже заморожен. Хотите задать об этом вопрос в соцсети? Кстати, да, в VK тоже решили что имеют право вашу страничку у себя на серверах не хранить, и выпиливают её. А раз VK принадлежит Мылу. Ру, то и электронную почту выпилили вместе с ней. Ну а чо, могут же! Или где-то в законе есть обязанность хранить данные вашего ящика, который привязан ко всем остальным аккаунтам где угодно? Да и Гугл тоже решает вас забанить, поэтому с этого момента можете забыть про: Гугл-почту, Диск, Play Market, Ютуб-канал, Календарь, Google Pay и еще очень-очень много сервисов гугла. А уж сколько информации хранит о вас тот же Гугл, о ваших звонках, сообщениях(да-да, это всё на андроиде синхронизируется), заметках в календаре, контактах, почте, отслеживании передвижения, образцах голоса, используемых приложениях, истории поисковых запросов, истории покупок, паролей от вай-фая, активированных на ваш аккаунт мобильных устройствах, сервисах, которыми вы пользуетесь через гугл-аккаунт и еще очень-очень много информации.

Конечно, всё это бывает очень удобно, когда вы, например, покупаете новый телефон и переносите на него все данные со старого. Я сам этим пользуюсь. Я и не призываю отказываться от услуг любых корпораций, в том числе крупных, продавать свою квартиру и уезжать жить в лес без интернета и какой-либо связи. Это неразумно, да и невозможно в нашем информационном веке. Я лишь напоминаю о том, что дать серьёзную власть корпоративным гигантам, которые располагают огромными массивами данных в том числе и лично о вас, а уж тем более «прощать» им те грешки, за которые вы лично ругаете государство — крайне опасно. Кстати, да, многие оппы ругаются на очередные законы, которые позволят той же налоговой иметь доступ к вашим банковским счетам и операциям совершенно свободно. Мол, плохое государство всё о вас знать хочет. Да, государство плохое, да, вдвойне плохо, что эти данные от государства утекут быстрее, чем от корпораций(хотя, пользователи Фейсбука с вами не согласятся, сколько новостей об утечках там было уже…). Но при этом те же самые оппы не замечают, что давно уж привязали свою карту к Google/Apple Pay и спокойно рассчитываются телефоном, а сервис заботливо хранит всю историю покупок. И вполне может её использовать в рекламных целях. Или в любых других, если захочет… Но пока не хочет.

К чему я это всё? Да к тому, что над корпорациями-гигантами контроль нужен не меньший, чем за государством. Не допускать монополизм/дуаполизм. Не допускать прямое нарушение прав пользователей, в том числе на свободу слова. Решать спорные вопросы. Думаю, во избежание проблем и/или перегибов для этого следует использовать международное право(особенно если это транснациональные корпорации) и международные регуляторные и судебные органы. Но сама правовая база для решения таких вопросов еще не готова, но думаю кейс Трампа и некоторые другие дела дают отчётливый звоночек для того, чтобы наконец-то заняться обсуждением этих вопросов. Иначе киберпанк может стать ближе, чем вы думаете. Не обязательно, что там будут летающие автомобили, киборги или неоновые вывески, но вот корпоратократия вполне может получиться.
До скорого.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.