РАЗУМная политика. Глава 1: Путь к демократии. Федерализм

Автор: | 18.07.2021

Всем привет! Перед началом данной записи хочу сделать небольшое объявление. На прошлой неделе в телеграме я написал, что в ближайшее время сделаю инсайд по поводу реорганизации сего проекта и созданию еще одного, который будет посвящён общественно-политическим вопросам, а данный блог и все его площадки останутся для обсуждения вопросов социологии, психологии, философии и личной жизни. Запись про это вышла вчера на Boosty, там всё описано достаточно подробно касательно этих планов. Сразу скажу, что запись доступна только для подписчиков уровня «Активный участник» и выше. В открытом доступе эта информация появится как только данные планы начнут воплощаться в реальности. Конкретные сроки называть пока не буду(так как они всё равно планируемые), но скажу что первые изменения вы сможете увидеть совсем скоро. Stay tuned.

И еще одна небольшая новость. Тут Бордюрыч в Москве таки взял и отменил обязательность наличия QR-кодов при посещении различных заведений, да и вообще постепенно и другие регионы сообщают о смягчении карантинных ограничений. Вон, в Бурятии, например, недавно отменили локдаун, который там творился. Наверное, раз ограничения снимают, то статистика заболеваемости пошла на спад? А вот хрен! Как было по 25к за сутки по стране, так и осталось. В Иркутской области ежедневная статистика по заражениям и вовсе перевалила за 400, а по смертности — за 40. По России же смертность на сегодня — 787. Весьма серьёзные цифры. Может быть, увидев все эти цифры и ограничения население галопом побежало вакцинироваться и у нас теперь есть коллективный иммунитет? И снова нет: Россия стала буквально страной антипрививочников, чаты, соцсети и каналы которых это настоящий портал в АдЪ. И мне уже начинает казаться что их вопиющее мракобесие, агрессивность и неприятие любой информации с противоположной точкой зрения вкупе с их нахождением в инфопузыре чатиков телеги и вотсаппа, да еще и тотальная вера в конспирологическую дичь, распространяемую порой вообще без пруфов, может вылечить только естественный отбор и Премия Дарвина. Одна премия на всех. Что ж, риски и проблемы для всех остальных это тоже, конечно, несёт, но этот путь они сами выбрали. Задача же адекватных людей в этом случае — просто опровергать ту дичь, что они распространяют, не давая им зомбировать остальных. В связи с этим в конце августа будет большой стрим по разоблачению всех теорий заговора, связанных с COVID-19, а потом еще и некоторых «героев» среди ковидиотов-антипрививочников, тех, кто имеет большой медийный ресурс и распространяет конспирологическую дичь, а то и откровенную ложь. Так чего же тогда ограничения отменили? А вот если вы смотрели мой недавний стрим по рубрике «МГМ. Разговоры о главном» , то поймёте. До выборов остаётся всего 2 месяца, а значит совсем скоро мы увидим не только снятие ограничений, не только смягчение добровольно-принудительной вакцинации, но и «чудесное» выравнивание статистики по заболеваемости и смертности и очередную Победу™ над ковидом. Что ж, это хорошо с одной стороны, ибо как минимум до 19 сентября о принудиловке можно забыть, но вы, конечно же, продолжайте соблюдать меры безопасности, ибо доверять российской статистике — это так себе занятие. А что будет после 19 сентября — увидим.

Федеративное устройство

Скажите мне, как называется государство, в котором мы живём? Россия? Это одно из названий, но есть и полное — «Российская Федерация» . И данное название точно отражает тип государственного устройства нашей страны — федеративный. Но сейчас можно с уверенностью сказать, что слово «федерация» в названии государства в нашем случае просто пустой звук и отражение когда-то реальной попытки создать федеративное государство, начавшейся в 90-х и закончившейся в нулевых. Это как «Корейская Народно-Демократическая Республика» , которая не демократическая, не народная и не республика. Ну хоть корейская, и на том спасибо. В России же федеративность есть только в виде номинальной составляющей, да в тех случаях, когда нужно спихнуть ответственность с федерального центра на регионы, отличный пример в этом случае — пандемия COVID-19 и сразу выданные губернаторам полномочия объявлять ограничения. Но и это назвать федерализмом нельзя ни в коей мере. Ибо в настоящем федерализме вместе с ответственностью регионам выдаются полномочия и ресурсы. Полномочия во время пандемии некоторые были даны, но явно недостаточные, вряд ли хоть какой-то регион может на практике внести предложение в Госдуму или Правительство о поддержке граждан, а то и потребовать от Президента ввести режим ЧС. Ресурсов же в полной мере тоже не дали, только какие-то жалкие копейки по меркам самих регионов и тех действий, что необходимо совершить для противостояния проблеме. Вот так и получается, что даже во время фактически ЧС федеральный центр списал с себя ответственность на регионы, чтобы в случае чего все недовольства летели в них, а никакой самостоятельности регионам не дали и в этом они по-прежнему сильно зависят от центра. Это неправильно и в будущем даже в обычных ситуациях регионы должны иметь определённый уровень самостоятельности и не так сильно зависеть от центра.

Но чтобы построить настоящий федерализм недостаточно простых мер, это вам не объявить по телевизору что теперь за всё отвечают губернаторы. Федерализм — это не переписывание ответственности, это система распределения прав, обязанностей и ресурсов между федеральным центром и регионами, и это не так просто. Давайте по пунктам разберём то, в чём в первую очередь должен заключаться федерализм на первой стадии реализации нашей политической программы. Более подробно мы обсудим федеративное устройство во второй главе, когда будем говорить о подготовке государства к переходу к ноократической модели.
Законодательство и власть. Кроме Конституции и федеральных законов регионам разрешается принимать собственные, региональные законы и кодексы, которые не противоречат федеральным нормативным актам и Основному закону. При этом региональные законы должен принимать региональный парламент, который независим от федеральных органов власти и других ветвей региональной власти. То же самое с главами регионов — они должны быть независимы от федерального центра. В том числе, предлагается отменить аппараты полпредств как не особо нужные ввиду наличия глав регионов, Совета Федерации и Госсовета. Также полпредства предлагается отменить для уменьшения властных полномочий президента в пользу других органов власти, сейчас влияние президента на глав регионов избыточно, что порождает полную несамостоятельность этих самых глав регионов. Кроме этого предлагается отменить возможность президента отправить любого главу региона в отставку «по утрате доверия» . Сейчас эта мера применяется для того, чтобы убрать «неугодного» губернатора, если сам уходить в отставку он отказался. Напомню, что глава региона, согласно данной программе, может быть отправлен в отставку в ходе референдума о недоверии. Также возможно введение процедуры выражения недоверия главе региона со стороны регионального парламента и муниципалитетов.

Экономика и бюджет. Я уже говорил, что значительная часть налоговых выплат должна оставаться в регионах. Кроме того, регионы должны сами определять собственные налоговые ставки, это уже рассматривалось ранее на примере НДФЛ. Напомню, там этот налог предлагалось разделить на 2 части: федеральную, которая устанавливалась Правительством РФ, и региональную, которая устанавливалось бы региональной властью. Такую систему разделения налогов можно распространить и на налоги для бизнеса(здесь и далее я все типы налогообложения предпринимателей, на оборот/прибыль/УСН и т.д. называть буду как «налоги для бизнеса» , более подробно о бизнесе мы поговорим в отдельном разделе), это будет стимулировать крупные компании «переезжать» в другие регионы, а не как сейчас, работать только в Москве и Санкт-Петербурге. При этом если предприятие реально переносит свои производства или штаб-квартиры в регион, а не переписывает их только на бумаге, оно получает региональный налог, который может быть ниже московского, а в некоторых регионах для стимулирования развития инфраструктуры и привлечения людей и бизнеса на некоторое время может быть установлен как нулевой региональный НДФЛ, так и нулевой региональный налог для бизнеса. Предлагается по соглашению с федеральными властями поделить между регионом и центром НДПИ, НДС и некоторые другие налоги. Например, 50% от НДПИ и 30% от НДС оставлять в регионе, а остальное отправлять в федеральный центр.
Получив такую экономическую свободу и возможность самим писать правила игры в своём регионе, власти получат как гибкость в руководстве регионом, так и экономические ресурсы, достаточные для того, чтобы проводить собственную политику, не так часто оглядываясь на федеральный центр.

Ответственность. Федерализм подразумевает и разделение ответственности между регионами и центром. Например, федеральная власть занимается вопросами безопасности, функционирования армии и силовых структур, поддержания правопорядка и целостности государства, реализации федеральных проектов, распоряжения федеральным имуществом, развития государства и регионов, внешней политики, а также решением вопроса экономического и социально-политического дисбаланса между регионами. Региональная же власть занимается обеспечением функционирования региональной инфраструктуры, социальной поддержки, развитием региона, реализации программ медицины, образования(по крайней мере, школьного) и распоряжается региональным имуществом, а также взаимодействует с муниципалитетами. Как видите, здесь регионы имеют куда больше возможностей для самостоятельной деятельности. Например, постройки школы, ремонту дороги или даже строительству нового предприятия на территории региона. Федеральный центр же занимается вопросами безопасности, помогает устранять дисбаланс между регионами, регулирует работу федеральных структур и ведомств, а также реализует крупномасштабные проекты, которые регионам просто не по карману. Каждый в этой цепочке должен заниматься своим делом, так, федеральному центру не обязательно заботиться вопросом выделения денег на ремонт школы в каком-нибудь посёлке какой-нибудь далёкой области. Деньги на этот ремонт должен иметь регион и он же должен их выделять. А федеральному центру об этом ремонте вообще ничего знать не обязательно, так как это, вообще-то, не его уровня проблема. Но пока что проблемы такого уровня может решать только Президент, и то только на прямой линии раз в год.

Дисбаланс между регионами. Одной из проблем федерализма, по крайней мере, в России, но и не только, является дисбаланс между регионами. Он может быть как социально-политическим, так и экономическим, но чаще всего встречается второй. В России это выражается в виде двух категорий регионов: «регионы-доноры» и «дотационные регионы» . К первым обычно относятся ресурсодобывающие регионы, которые очень большие деньги отдают центру, а вторые это региона типа Крыма, Кавказа(а вот здесь есть и социально-политический дисбаланс, но это очень сложный вопрос и о нём мы может быть как-нибудь попозже поговорим) и совсем уж депрессивные регионы, где давно уж ничего нет и не планируется и в итоге регионы кое-как сводят концы с концами и если бы не дотации из центра они бы давно уже загнулись. Сейчас данная проблема не решается никак, но в любом случае нам придётся решать проблему дисбаланса между регионами, и её решение не так просто, как можно предположить.
Первое — это создание региональных и федерального резервного фонда, в которые будут изыматься «излишки» бюджетов у «регионов-доноров» . В случае если бюджет оказался профицитным и у региона остались «лишние» деньги, то регион 50% излишков направляет в собственный резервный фонд, а остальное — в федеральные резервы. Эти резервы нужны на случай дефицита в бюджетах и поддержки депрессивных регионов, развёртывания программ по стимуляции населения и бизнеса в этом регионе, развёртывания инфраструктуры и социальных объектов. Так, например, если в регионе за год бюджет стал резко дефицитным, то он может покрыть его либо за счёт своих резервов, либо попросить деньги на реализацию некоторых статей бюджета у федерального центра.

Второе — это экономическое перепрофилирование депрессивных регионов и пересмотр бюджетов дотационных под контролем федерального центра. В этом может помочь как раз нулевая региональная ставка, которая дотируется не жителями региона и бизнесом, а федеральным центром, но такие меры, вместе с развитием самого региона, могут привлечь большое число новых жителей и предпринимателей, что после прекращения дотации может принести в региональный бюджет неплохие доходы. Предложение такое — вы, допустим, переезжаете в условную Якутию, открываете там бизнес, может быть, даже получаете беспроцентный кредит на это или другие льготы, работаете и лет 10 не платите региональные налоги, что будет гораздо выгоднее, чем если вы будете вести бизнес в Москве. За это время Якутия превращается в неплохой регион для жизни и работы, выходит если не в плюс, то хотя бы в ноль и региональные налоги в ней устанавливаются на уровне плюс-минус средних по Дальнему Востоку. Таким образом, со временем дотационный регион выровняет своё положение и станет экономически стабильным регионом. А поскольку у нас таких регионов в Сибири и на Дальнем Востоке предостаточно, то такую практику следует распространить на многие из них. Ибо одного «дальневосточного гектара» тут явно недостаточно.

Построение федерализма — вопрос и правда сложный. Здесь мы постарались подумать над тем, как можно исправить текущее положение, дать регионам больше самостоятельности и экономических свобод. Разумеется, активные действия на этом не ограничиваются, но подробнее о перестановках в регионах, распределении ответственности и федеративном устройстве мы поговорим во второй главе, там же мы будем обсуждать территориальные границы, укрупнение регионов и другие вопросы. Но здесь важно понимать, что для того чтобы укрупнять регионы России в угоду построения Глобального Государства(о котором мы будем говорить уже в третьей главе нашей политической программы), нам нужно разобраться с тем, что мы имеем сейчас и построить худо-бедно работающую систему, справедливое и эффективное государство. И это нам нужно сейчас. Между тем, какое государство описывается в первой главе, которую вы сейчас читаете, и тем, которое будет описано во второй и тем более в третьей главе, могут пройти десятки лет, если не сотня. Это важно понимать.
До скорого.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.